Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 декабря 2012 г. N КАС12-13
Обеспечение транспортной безопасности в т. ч. в аэропортах - обязанность не только государства.
Проверена законность отдельных положений ведомственного акта, устанавливающего Требования по обеспечению транспортной безопасности.Данные требования были разработаны при реализации мер по защите объектов инфраструктуры и воздушных судов (в т. ч. от терактов). Они учитывают уровни безопасности для различных категорий таких объектов.Их исполнение обязательно в т. ч. для всех субъектов транспортной инфраструктуры (т. е. собственников этих объектов или иных владельцев).Апелляционная коллегия ВС РФ отклонила довод о том, что эти требования незаконно возлагают на указанных субъектов обязанности, свойственные только государству.Как пояснила Коллегия, эти положения обязывают названных лиц выявлять нарушителей, пресекать попытки совершения незаконных актов и т. п.Однако это само по себе не исключает и не отменяет обязанности обеспечивать безопасность, возложенные на органы госвласти.Подавляющая часть предписаний, установленных этими требованиями (включая обязанность выявлять потенциальных нарушителей), вытекает из положений Закона о транспортной безопасности.В частности, он предусматривает, что названные субъекты обязаны оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.Одна из оспариваемых норм предусматривает необходимость оформлять пропуска для допуска в зоны транспортной безопасности для пожарных расчетов, аварийно-спасательных команд, бригад скорой медпомощи, прибывших для ликвидации пожаров, аварий и т. д.Коллегия сочла подобный порядок законным, указав, что в законодательстве нет указания на то, что подобные службы могут беспрепятственно (бесконтрольно) проезжать на аэродромы.Вместе с тем Коллегия сочла незаконными нормы, которые устанавливают время, в течение которого нарушители, запрещенные предметы и вещества должны передаваться названными субъектами федеральным органам власти.Причина - орган власти, который издал данный ведомственный акт, вышел за пределы компетенции. Кроме того, время совершения подобных действий зависит от целого ряда обстоятельств и должно определяться в каждом конкретном случае.