Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
Текст соответствующего проекта, подготовленного Минюстом России, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/05/06-22/00128635). Его общественное обсуждение завершается 28 июня 2022 года.
Проектом, в частности, предусматриваются:
- создание и ведение Минюстом единого государственного реестра в сфере арбитража. Его составной частью станет реестр недобросовестных арбитров;
- меры по недопущению злоупотреблений, связанных с деятельностью третейских судов, образованных для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc). Среди таких мер, в частности: ограничение возможности использования института арбитража ad hoc лицами, систематически нарушающими установленную законом процедуру; расширение перечня категорий споров, рассмотрение которых возможно только в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением; предъявление дополнительных требований к составу третейского суда, образованного для разрешения конкретного спора; закрепление в законе признаков, свидетельствующих о факте скрытого администрирования арбитража, установленных в п. 50 постановления Пленума ВС РФ от 10.12.2019 N 53;
- совершенствование механизма реализации контроля за деятельностью постоянно действующих арбитражных учреждений (в частности, предлагается уточнить уже существующую процедуру проведения Минюстом проверок НКО, при которых созданы постоянно действующие арбитражные учреждения);
- возможность утверждения заключенного сторонами медиативного соглашения в качестве арбитражного решения на согласованных условиях (как поясняют разработчики поправок, это является критически важным фактором развития института медиации в части урегулирования споров, осложненных иностранным элементом);
- совершенствование отдельных аспектов процедуры арбитража (в частности, упрощение использования систем видео-конференц-связи при проведении устных слушаний, установление обязательств по раскрытию информации о финансировании арбитража третьей стороной и др.);
- закрепление в тексте закона основных полномочий и функций Минюста, которые включают в себя как предусмотренные ранее функции, так и не прописанные ранее, но фактически выполнявшиеся Министерством. В частности, как указано в пояснительной записке к проекту, в настоящее время Минюст в отсутствие законодательного закрепления соответствующих функций, осуществляет разработку проектов НПА, касающихся функционирования и развития арбитража, мониторинг деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений, а также методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам применения законодательства в данной сфере.
Информация получена c сайта - сhttp://www.garant.ru/