В соответствии с планом работ судебного участка № 1 Соль-Илецкого района Оренбургской области на 1 полугодие 2022 года проведено обобщение практики рассмотрения мировым судьей дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, за 6 месяцев 2022 года.
Цель обобщения: изучить практику вынесения наказаний по административным делам, предусмотренным главой 12 КоАП РФ, их обоснованность, законность. Проверить соблюдение сроков рассмотрения административных дел.
Статьей 3.2 КоАП РФ предусмотрено, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу и административный арест (пункты 5 и 6 части 1).
Административные наказания в виде лишение специального права, предоставленного физическому лицу, и административный арест назначаются только судом.
Согласно статье 3.3 КоАП РФ такое административное наказание как административный арест может устанавливается и применяться только в качестве основного административного наказания, а административное наказание в виде лишение специального права в виде права управления транспортным средством в связи с внесенными Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ - в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. При этом лишение специального права в виде права управления транспортным средством применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.
Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 КоАП РФ.
Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 КоАП РФ возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в главе 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), учитывается, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена.
Учитывая, что Правила дорожного движения Российской Федерации распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в пункте 1 примечания к статье 12.1 КоАП РФ.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Мировым судьей судебного участка № 1 Соль-Илецкого района Оренбургской области за 6 месяцев 2022 год рассмотрено 606 дел об административных правонарушениях из них по главе 12 КоАП РФ предусматривающих административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами (16) и административного ареста (7).
Постановлений о прекращении дел по ст. 12.26 КоАП РФ не выносилось. По ст. 12.8 КоАП РФ прекращено 3 дела поскольку при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения были нарушены требования Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или токсического), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №933н от 18.12.2015 года.
Наибольшее их количество рассмотрено по следующим составам административных правонарушений:
-статья 12.7 – 7 дел;
- статья 12.8 части 1-4 – 12 дел;
- статья 12.26 – 25 дел.
Мировым судьей рассмотрены дела об административных правонарушениях с соблюдением прав лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, на участие в судебном заседании.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При этом мировой судья правомерно исходил из того, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Мировой судья при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.8, 12.26 12.27 КоАП РФ, соблюдал требования закона и нормативных актов.
Так, объективная сторона составов административного правонарушения, предусмотренных статьей 12.8 КоАП РФ, состоит в управлении транспортным средством в состоянии опьянения.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Статьями 27.12 и 27.12.1 КоАП РФ установлены основания, порядок и условия проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, таким образом, указанные нормы распространяются только на отношения, возникающие в связи с привлечением к административной ответственности и неприменимы к иным видам ответственности.
Исходя из положений статьей 27.12 и 27.12.1 КоАП РФ, требование о прохождении медицинского освидетельствования может быть предъявлено только в связи с управлением транспортным средством. В том случае, если лицом не осуществляются функции по управлению транспортным средством, а, например, данное лицо находится в стоящей автомашине, либо в транспортном средстве, управляемом иным лицом, правовые основания для предъявления к нему требований о прохождении медицинского освидетельствования отсутствуют.
Направление лица, управляющего транспортным средством, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения допускается при наличии достаточных оснований полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. При оценке наличия таких оснований необходимо руководствоваться утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 года N 308 перечнем критериев, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование. К таковым критериям относятся запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; выраженное дрожание пальцев рук; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке. Для направления на медицинское освидетельствование достаточно одного из перечисленных критериев, который должен быть указан в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование. Факт дорожно-транспортного происшествия сам по себе, при отсутствии объективных критериев, дающих основание полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, не может служить достаточным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование. Правила дорожного движения, нормативные акты об административной ответственности не содержат требований об обязательном безусловном проведении в каждом случае дорожно-транспортного происшествия медицинского освидетельствования его участников на состояние опьянения.
Несоблюдение водителем, причастным к дорожно-транспортному происшествию, требований пункта 2.7 Правил дорожного движения, запрещающего водителю употреблять алкогольные напитки, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования, влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ.
О направлении на медицинское освидетельствование уполномоченное должностное лицо составляет протокол.
Отказ водителя от исполнения законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ.
Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, который составляется в двух экземплярах, первый экземпляр выдается на руки представителю органа, которому предоставлено право государственного контроля и надзора за безопасностью дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, либо направляется в адрес этого органа по почте. В материалах дела об административном правонарушении должен находиться подлинный экземпляр акта. Требования к оформлению, содержанию акта медицинского освидетельствования установлены законодательством.
Решение вопроса о том, находится ли в состоянии опьянения лицо, подвергавшееся освидетельствованию, осуществляется на основе оценки всей совокупности признаков, установленных в процессе освидетельствования, данных комплексного медицинского освидетельствования, выявленных клинических признаков с учетом результатов лабораторных исследований.
По результатам медицинского освидетельствования может быть сделан один из двух выводов: состояние опьянения установлено, состояние опьянения не установлено.
Объективная сторона состава административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.26 КоАП РФ, заключается в невыполнении законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При рассмотрении дел об административных правонарушениях указанной категории необходимо исследовать вопрос о законности предъявленного требования о прохождении медицинского освидетельствования, для чего подлежат проверке полномочия соответствующего сотрудника органов внутренних дел, наличие предусмотренных законодательством оснований и условий для предъявления требований. С учетом положений статей 27.12 и 27.12.1 КоАП РФ в протоколе должны быть указаны имеющиеся признаки опьянения - конкретные критерии, в связи с наличием которых сотрудник милиции полагает, что водитель находится в состоянии опьянения, зафиксировано предъявленное требование и совершенные действия (бездействия), характеризующие факт уклонения от медицинского освидетельствования.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по существу мировым судьей выносятся постановления, предусмотренные частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ. Постановление по делу должно отвечать требованиям законности и обоснованности.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, перечисленные в статье 26.1 КоАП РФ. Событие правонарушения и иные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, должны быть подробно изложены в постановлении, приведены сведения об элементах состава правонарушения и иных обстоятельствах, имеющих значение для квалификации деяния. Недопустимо использовать неконкретные формулировки общего характера, ограничиваясь воспроизведением диспозиции правовой нормы, предусматривающей административную ответственность, констатацией факта установленного правонарушения. Выводы судьи должны быть мотивированы, подтверждены ссылками на исследованные доказательства, в постановлении должны быть приведены результаты анализа обстоятельств дела и оценки доказательств.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, в том числе с позиции соблюдения при их получении требований закона.
При назначении наказания мировой судья учитывает положения ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которым административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция ч. 2 статьи 12.26 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного ареста на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет.
Проведенный анализ показал, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ рассматриваются мировым судьей, с соблюдением сроков рассмотрения дел, процессуальные нормы выполняются, по всем материалам выносятся определения о назначении дела к слушанию. Постановления мирового судьи правонарушителю вручаются своевременно.