Цель настоящего обобщения: анализ соблюдения норм материального и процессуального права при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 КоАП РФ, а также обоснованность направления дел указанной категории для рассмотрения мировому судье должностными лицами, составляющими протокол об административном правонарушении.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.21, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный появляется (выходит на улицу, совершает прогулку в парке, едет в автобусе домой и т.п.) в общественном месте в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и т.п.). Однако объективная сторона данного административного правонарушения налицо лишь постольку, поскольку упомянутое состояние виновного:

1) оскорбляет человеческое достоинство (например, если виновный не может стоять на ногах, идет по улице сильно пошатываясь, в неприглядном виде, спит в парке, неряшливо одет либо одежда сильно испачкана (что не осознается виновным), пристает к окружающим и т.п.;

2) оскорбляет общественную нравственность (т.е. общепринятые представления о допустимом поведении в общественных местах, о требованиях к одежде на улице и т.п.). Данное административное правонарушение по объективной стороне следует отличать от мелкого хулиганства. Однако если виновный одновременно и совершает мелкое хулиганство, и появляется в общественном месте в состоянии опьянения, он может быть привлечен к административной ответственности и по ст. 20.1, и по ст. 20.21 КоАП РФ.

Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).

Субъектом данного административного правонарушения могут быть только граждане.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.

Норма данной статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу, как для самих себя, так и для окружающих

Появление в общественных местах - к общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п. Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях.

Для квалификации правонарушения по данной статье Кодекса не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 КоАП РФ рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) или судьи, если возникает вопрос о применении административного ареста (ч. 2 ст. 23.1).

В соответствии с ч. 1 ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о появлении в общественных местах в состоянии опьянения вправе рассматривать уполномоченные ч. 2 этой статьи должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Вместе с тем они могут передать дело на рассмотрение судье, если с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в Законе обстоятельств признают необходимым применить наказание, назначение которого отнесено к исключительной компетенции судей. Санкцией статьи предусмотрено назначение наказания в виде административного ареста. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях это наказание назначается только судьей, при необходимости его применения дела указанной категории подлежат передаче мировому судье.

Как усматривается из нижеприведенной таблицы, всего в период с 01 января 2016 года по 10 марта 2016 года мировыми судьями Соль-Илецкого района Оренбургской области рассмотрено 55 дел данной категории, что составило 15,45 % от числа все дел (356) рассмотренных на судебных участках за указанный период. К административной ответственности привлечено 55 лиц.

  • Судебный участок мирового судьи Соль-Илецкого района Оренбургской области

    Назначено наказание в виде штрафа

    Назначено наказание в виде ареста
  • С/у № 1 Соль-Илецкого района 4 24
  • С/у № 2 Соль-Илецкого района 6 8
  • С/у № 3 Соль-Илецкого района 7 6

Изучение дел об административных правонарушениях указанной категории, показало, что подведомственность и подсудность их рассмотрения соблюдаются. Все дела, рассмотренные мировым судьей, переданы ему на основании определений уполномоченных должностных лиц.

Протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации, как правило, составляется на лиц, которые нигде не работают, то есть постоянного источника дохода не имеют, совершили правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

Санкция статьи 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде штрафа от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, а так же наказание в виде административного ареста до пятнадцати суток.

При назначении наказания лицу, совершившему административное правонарушение, учитывались характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Так, мировым судьёй рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении С.** по ст. 20.21 КоАП РФ, который, согласно протоколу об административном правонарушении ** года в ** часов ** минут, в г. Соль-Илецке Оренбургской области, в районе дома ***, находился в состоянии алкогольного опьянения, утратил способность передвигаться, имел неопрятный внешний вид, от него исходил резкий запах алкоголя, чем оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность. Вина С*** в совершении правонарушения была подтверждена исследованными в судебном заседании доказательствами. Мировой судья при назначении наказания, принял во внимание характер совершенного правонарушения, данные о личности, имущественное положение С***, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, которыми явилось признание вины, обстоятельством, отягчающим административную ответственность С., является повторное совершение однородного правонарушения, а также отсутствия обстоятельств, препятствующих аресту. Суд пришел к выводу о необходимости назначения наказания С*** в виде административного ареста, поскольку применение иных видов наказания не обеспечило бы реализации задач административной ответственности. С*** назначено наказание в виде административного ареста сроком на 12 (двенадцать) суток.

Из материалов дела следует, что А.** в г. Соль-Илецке Оренбургской области, в районе дома ***, находился в состоянии алкогольного опьянения, шел шаткой походной, имел неопрятный внешний вид, от него исходил резкий запах алкоголя. В судебном заседании А.** вину признал полностью. Вина А*** в совершении правонарушения кроме признательных показаний была подтверждена исследованными в судебном заседании доказательствами. Мировой судья при назначении наказания, принял во внимание характер совершенного правонарушения, данные о личности, имущественное положение А***, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, которыми явилось признание вины, обстоятельством, отягчающим административную ответственность С., является повторное совершение однородного правонарушения. Суд пришел к выводу о необходимости назначения наказания А*** в виде административного штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.

За указанный период дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.21 КоАП РФ, производством не прекращались, в орган составивший протокол для устранения недостатков дела данной категории не возвращались. В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.

Дела данной категории в сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, не рассматривались.

Согласно ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Практика показала, что все дела данной категории рассмотрены в день получения протокола.

Согласно ст. 31.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возложено на вынесшего его судью.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. При этом срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Как показало изучение данных дел во всех постановлениях указывалось с какого времени исчисляется срок отбывания наказания.

По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.

Представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений на основании ч.1ст.29.13 КоАПРФ, по делам данной категории не выносились.

Тексты постановлений, размещались на сайте судебных участков не позднее 2 дней после их принятия. с учетом требований, предусмотренных статьей 15 Федерального закона №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 года.

Выводы: обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.21 КоАП РФ, показало, что нормы в данной сфере правоотношений применяются правильно и единообразно, дела рассматриваются своевременно.

Предложения:

1. В порядке подготовки дела к рассмотрению необходимо также устанавливать, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты, исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. В случае установления существенных недостатков протоколов, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а так же, устранить данные нарушения в судебном заседании, возвращать протоколы для устранения недостатков должностному лицу, их составившему.

2. Выяснять вопросы, которые могут стать предметом частного определения и во всех необходимых случаях выносить указанные процессуальные акты.

3. Следует и в дальнейшем соблюдать требования закона при рассмотрении дел данной категории.

4. Изучать и обобщать судебную практику по данной категории